Блюда из шедевров мировой литературы

Бланманже на обеде у Берестовых. "Барышня-крестьянка" А.С. Пушкин

Бланманже - похожий на желе французский десерт, традиционно изготовляемый из миндального молока, сливок, сахара и загустителя (рисовой муки, крахмала либо желатина). Нечто, что могло напоминать бланманже, упоминалось в литературных источниках аж в 15 веке, но истинную популярность десерт обрел лишь в 19. А учитывая то, что в этом веке среди русского дворянства "было модно" все французское, то не удивительно, что бланманже вполне спокойно обосновалось на столах России.

Тогда же бланманже упоминается у Салтыкова-Щедрина, Чехова, Пруткова и многих других. И это только русскоязычные писатели.

С началом 20 века популярность десерта несколько угасла, а если брать современность, то единственного воспомнившего о бланманже автора, которого я могу назвать, - это Джоан Роулинг. В "Гарри Поттере и кубке огня" на открытии турнира Рон пытается обратить внимание девушки, подвинув в ее сторону тарелку с этим французским десертом.

бланманже пушкин


А.С. Пушкин упоминает бланманже в своих произведениях не единожды. В "Евгении Онегине":

Конечно, не один Евгений
Смятенье Тани видеть мог;
Но целью взоров и суждений
В то время жирный был пирог
(К несчастию, пересоленный);
Да вот в бутылке засмоленной,
Между жарким и блан-манже,
Цимлянское несут уже;
За ним строй рюмок узких, длинных,
Подобно талии твоей,
Зизи, кристалл души моей,
Предмет стихов моих невинных,
Любви приманчивый фиал,
Ты, от кого я пьян бывал!

А также в "Барышне-крестьянке":

Подают бланманже. Фильм "Барышня-крестьянка", 1995

Настя обещалась, а Лиза с нетерпением ожидала целый день ее возвращения. Вечером Настя явилась. «Ну, Лизавета Григорьевна, — сказала она, входя в комнату, — видела молодого Берестова; нагляделась довольно; целый день были вместе».
— Как это? Расскажи, расскажи по порядку.
— Извольте-с: пошли мы, я, Анисья Егоровна, Ненила, Дунька...
— Хорошо, знаю. Ну потом?
— Позвольте-с, расскажу всё по порядку. Вот пришли мы к самому обеду. Комната полна была народу. Были колбинские, захарьевские, приказчица с дочерьми, хлупинские...
— Ну! а Берестов? — Погодите-с. Вот мы сели за стол, приказчица на первом месте, я подле нее... а дочери и надулись, да мне наплевать на них...
— Ах, Настя, как ты скучна с вечными своими подробностями!
— Да как же вы нетерпеливы! Ну вот вышли мы из-за стола... а сидели мы часа три, и обед был славный; пирожное блан-манже синее, красное и полосатое... Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился.

бланманже барышня-крестьянка

Итак, пора бы приступить к приготовлению синего, красного и полосатого "пирожного". И да, я где-то читала, что в 19 веке в Российской Империи не употреблялся собирательный термин "десерт", а все вкусняшки называли пирожными. Пирожное могло быть сухим (торты, пироги, запеканки) и мокрым (кисели, кремы, бланманже). Мы же наше "мокрое пирожное" будем готовить на крахмале, т.к. хоть желатин и был изобретен в середине 19 века, но в российские поварские руки он придет несколько позже. Мы ведь хотим попробовать бланманже таким, какое оно могло быть у Берестовых, не так ли?

Также я буду использовать гелевые пищевые красители. Да, это уже мало пахнет стариной, но французы уже в то время добавляли в свои десерты искусственные красители, и, осмелюсь предположить, что повар Берестовых имел таковые в распоряжении, когда готовил французский десерт. И если красное бланманже можно получить путем добавления свекольного или ягодного сока, то у меня нет догадок, как было окрашено синее бланманже. Черника? Вряд ли, цвет был бы лиловый или фиолетовый. Отсюда и напрашивается вывод о каких-то специальных красителях. Если кто-то может меня поправить или предложить вариант натурального красителя синего цвета, мне будет интересно узнать.



Рецепт очень прост. Берем:

200 мл сливок (жирность от 30%)
200 мл миндального молока
90 гр сахара
3 ст ложки кукурузного крахмала
ванильных сахар
ягоды, ягодный сироп для декора и можно добавить также и в сам десерт перед застыванием (у меня черника + черничный сок)

Примечание. Если не удалось найти миндальное молоко в продаже, то его можно сделать самим. А если не хочется заморачиваться, то можно взять обычное коровье молоко. Конечно, это уже будет совсем не то бланманже, но все равно будет вкусно.

Соединяем 200 мл миндального молока и 150 мл сливок, ставим на плиту на небольшой огонь. В оставшихся 50 мл миндального молока растворяем крахмал. Когда смесь на плите начнет закипать, добавляем туда крахмальную смесь и варим 1-2 минуты до легкого загустения. Затем оперативно снимаем с плиты, делим на части и окрашиваем каждую часть каплей красителя. У меня синий, красный, желтый, и часть я оставила белым. Наполняем формочки (я брала формочки для кексов, можно брать любые другие). Ждем остывания и ставим в холодильник часа на 4.

Для полосатого бланманже я заливала треть формы белой массой, ставила на час в холодильник, потом красной - снова в холодильник на час и под конец желтой. Перед очередным залитием сливочно-миндальную массу нужного цвета немного прогревала и давала остыть.

По истечении времени застывания достаем формочки, помещаем секунд на 30 в теплую воду и аккуратно извлекаем десерт. Вот тут действуем осторожно. Сказать по правде, для того, чтобы сделать фото для поста была предпринята уже н-ная попытка приготовления бланманже. Первые разы все было мега-нефотогенично, хотя очень и очень съедобно. Так что, если готовите впервые, берите лучше самую простую форму без никто.


бланманже пушкин

Можно лакомиться! И да, десерт очень сытный. Лично мне одного маленького бланманже хватило для того, чтобы почувствовать себя сытой, но я съела больше, потому что ну очень вкусно😋


Комментариев нет:

Отправить комментарий